Боткэмп-3. Советы и лайфхаки при создании навыков для Алисы | Доклад Максима Мочалова
Боткэмп-3. Доклад на тему советы и лайфхаки при разработке навыков для Алисы. С чего начать, и на что стоит обратить внимание. Доклад от Максима Мочалова. Расскажем, с чего начать разработку навыка, на что важно обратить внимание и чем хорошие навыки отличаются от плохих.
Боткэмп-3. Советы и лайфхаки при создании навыков для Алисы
22 Ноября, 2019 Автор: Максим МВ статье предствлен доклад с Боткэмп-3, проходившего 19 октября 2019 года. Автор доклада: Максим Мочалов. Тема доклада: "Советы и лайфхаки при создании навыков для Алисы"
Всем привет. Меня зовут Максим, я работаю в ГК Аргель и пишу на следующих языках:
- c++
- js
- python
- php
Компания, в которой я работаю, никак не связана со сферой IT поэтому в свободное от работы время я разрабатываю навыки для Алисы. К слову, мои навыки побеждали в премии Яндекс Алиса.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом в разработке навыков, а также дать лайфхаки и рекомендации.
Как создавать навыки для Алисы?
Ни для кого не секрет, что голосовые интерфейсы пользуются большим спросом, они существенно упрощают нашу жизнь. Голосовые интерфейсы – это новая ветка в развитии технологий, это своего рода мини технологическая революция, и мы как разработчики участвуем в создании чего-то нового и полезного для этого мира.
Алиса крайне полезна и многое умеет, но... она не всесильна, например, если сейчас я спрошу «Алиса что мне надоеть?» 🤔
Я не получил должного ответа, и поэтому я решил создать навык «Что мне надеть». Думаю, что не стоит говорить о том, что он делает.Сейчас плавно переходим к разработке диалогов. Как вы думаете, что самое сложное в создании навыков для Алисы?
Думаю, что мало кто скажет, что навык сложно запрограммировать, так как куда сложнее придумать какой навык создать, а также подобрать контент для него.
А что делать, если вы хотите создать навык, но не знаете какой?
Тут я вижу 3 варианта:
- Как я уже показал. Это посмотреть на то, чего вам не хватает в Алисе. Вот не знал я в чем мне пойти сегодня на улицу, поэтому я разработал навык, подсказывающий в чем можно сегодня пойти. Или не знал какой фильм можно посмотреть сегодня вечером, для решения этой проблемы я создал навык "Помощник киномана" И это крайне удобно если честно. Поэтому 1 совет – создайте то, что вам хотелось бы увидеть в Алисе или то, что вам необходимо.
- Ещё один способ — это когда у вас уже есть идея, и думаю, что здесь можно все оставить без комментариев.
- И, наверное, самый нестандартный способ. Это спросить других людей. Не буду скрывать, что мне на почту часто пишут дети, с просьбой создать навык. Так на свет появились навыки: Счастливый фермер, где мой телефон, отчасти мой тамагочи и множество других хороший навыков.
Если у вас есть свои дети, младший брат или сестра, спросите у них, что они хотели бы увидеть в Алисе, каких игр им не хватает? Думаю, что вы получите много классных и хороших идей.
А также рекомендую прислушиваться ко всему и мыслить нестандартно, так, например, моя младшая сестра как-то хотела поиграть в мафию, но не нашла карт, а потом и людей уже не было 😄 И тогда у меня сразу появилась идея о том, почему бы не добавить навык Мафию в Алису. Так и появился на свет навык Весёлая мафия. Всё довольно просто, не так ли?
Контент и содержание навыка
Помимо идеи, важен и контент будущего навыка! Поэтому сейчас перейдём к нему.
Контент является неотъемлемой частью любого приложения, и чем качественнее контент, тем лучше приложение.
Да я могу согласиться с тем, что в некоторых навыках контент может быть не так важен, но он как минимум должен быть разнообразен. А именно чтобы ваш навык отвечал разными репликами. Ведь согласитесь, получать разнообразые ответы куда лучше и приятнее, чем один и монотонный 😪
Так же никто не отменял различные эксперименты, всегда можно дополнить ответ различными украшениями:
- Картинками
- Списками
- Использованием звуков, или звуковых эффектов
Поэтому, я рекомендую внимательно отнестись к содержимому, не важно какой у вас навык, постарайтесь сделать его максимально понятным и простым для пользователя, не стоит использовать слишком сложные механизмы. Помните, самая главная задача навыков – это делать жизнь проще. Пользователь не любит однообразность, поэтому используйте различные вариации реплик.
Для примера предположим, что вы показываете пользователю какой-то список задач.
Какие есть варианты для отображения?
Можно не заморачиваться и просто вывести всё текстом, но тут могут быть серьезные недостатки.
Если элементов много, то пользователь просто на просто устанет все слушать, да и к тому же часть данных благополучно забудет.
И визуально этот вариант выглядит не очень приятно.
А можно вывести список в виде карточки. Согласитесь, ведь так действительно стало на много лучше.
Разработка навыка
Для визуализации того, что вы собираетесь делать, можно использовать специальные программы. В основном я использую листок бумаги и карандаш, но порой использую программу xMind. Такая визуализация позволяет понять, что именно будет происходить в навыке, а также не даст запутаться в его логике. Ну а если использовать конструктор навыков aimylogic, то все становится совсем просто.Что касается разработки, здесь есть 2 варианта:
- Использовать конструкторы навыков
- Программировать навыки самостоятельно
Я программирую навыки самостоятельно, потому что мне так проще и удобнее. Но ничто не мешает использовать различные конструкторы.
И если вы решите самостоятельно программировать свои навыки, то рекомендую подготовить некоторые стандартные блоки, которые смогут пригодится, и существенно упростить процесс разработки.
Рекомендовать следующие блоки:
- Навигация, она необходима для того, чтобы пользователь смог перемещаться между карточками. Какой код выглядит проще?
- Отображение коллекции.
- Авторизация
- И другие, которые будут часто использоваться
Эти блоки позволяют существенно ускорить процесс разработки и заниматься именно логикой навыка, не думая о том, что нужно настроить навигацию или что-то ещё.
Что касается языков, то тут дело вкуса. Я свои навыки пишу на php.
Иконка навыка
И наконец иконка для навыка. Иконка, является лицом вашего навыка, значимость иконки можно приравнять в аватарке в социальной сети. Поэтому рекомендую грамотно отнестись к ее созданию.
А также хочу порекомендовать свой сервис, по созданию иконки навыка.
При создании иконки, постарайтесь максимально подробно рассказать, о чём навык. Также необходимо понимать, что чем красивее и опрятнее иконка, тем сильнее хочется нажать на неё.
А теперь перейдем к лайфхакам по созданию иконки.
- Использовать круглую или квадратную иконку с обводкой, так как это сделает ее максимально опрятной и привлекательной.
- Постараться сделать иконку максимально понятной, а именно чтобы пользователь посмотрел на иконку, и сразу понял, о чем ваш навык.
- Не используйте слишком много элементов или мелкого текста в иконке. Мелкий текст пользователь не сможет прочесть, да и просто проигнорирует.
Монетизация навыков
Наверняка многие из задумывались о монетизации навыков.
Я соглашусь с тем, что любой труд разработчика должен быть вознагражден, и на данный момент в Алисе нет никакой возможности для монетизации. И на то есть свои причины. Согласитесь, не каждый хотел бы запускать навык и видеть в нем рекламу. Я бы просто перестал запускать такие навыки и все, так как мне рекламы в интернете и так хватает. Но какую-то рекламу или возможность выручки все таки можно получить.
Например:
- Можно в определенный момент сценария выводить кнопку или сайджест “поблагодарить разработчика” и в качестве приема платежей использовать сервис от Яндекса - Я.Соберу.
- Еще одним вариантом является поиск партнеров.
Проще говоря вы ищите компании, которые как-то связаны с содержимым вашего навыка, и предлагаете им сотрудничество.
Приведу тот же самый пример с навыком погода. Кому можно написать по поводу сотрудничества? Правильно различным магазинам одежды. Но порой вас могут просто проигнорировать, либо отказать, что бывает крайне часто.
Поэтому, я использую такую площадку как admitad, которая позволяет добавить ссылки на магазины партнеров в навык.
Это лишь несколько примеров которые я смог придумать, и в некоторые моменты подход с поиском партнеров бывает полезен. Так как может расширить функционал навыка и помочь пользователю сделать правильный выбор.
Но не стоит быть слишком навязчивым и пихать рекламу пользователю постоянно. Реклама как минимум должна быть связана с вашим навыком. Если у вас навык с играми в кругу друзей, можно порекомендовать рекламу различных групповых игр, но никак не магазина одежды или чего-то другого, что никак не связано с играми в компании.
И если вы все-таки решите добавить подобную рекламу, то, пожалуйста отнеситесь грамотно к партнерам, а также не делайте рекламу слишком навязчивой. Реклама должна стать дополнением навыка, и не должна давать пользователю мысли о том, что вы пытаетесь ему что-то впарить.
Примеры хороших и плохих навыков
А теперь давайте рассмотрим примеры хороших и плохих навыков, а также попробуем вместе с вами понять, что в навыке сделано хорошо, что плохо, а также постараемся придумать как можно улучшить навык. Примеры хороших навыков:
На самом деле, хороших навык много. Все эти навыки хорошо спроектированы и интуитивно понятны. Пользоваться ими просто и приятно.
Примеры плохих навыков:
В основном плохие навыки представляют из себя затычку. Проще говоря любое действие в навыке перевод пользователя на сайт. Часть навыков не понятные, при запуске пользователь не понимает что делать дальше, и при этом, навык никак ему не помогает. Делайте полезные навыки, делайте их так, чтобы ими было приятно и просто пользоваться.
Заключение
Думаю, что на этом я могу закончить.
Создавайте качественный и классные навыки, я знаю, что каждый из вас может создать что-то невероятное. Помните все мы занимаемся чем-то важным, а именно мы делаем этот мир проще и лучше.
Если у вас есть какие-то вопросы, то задавайте их в комментариях, и я с радостью на них отвечу.
Всем спасибо за внимание!
Рекомендую к прочтению следующие статьи:
В Яндекс.Диалогах появятся донаты для разработчиков навыков Алисы
Компания Яндекс начала открытое тестирование монетизации голосовых приложений Алисы через донаты.
Читать статью
Алиса комментирует музыку, которую вы слушаете
В «Яндекс.Музыке» появился умный плейлист от «Алисы». Теперь Алиса даст свои ироничные и веселы комментарии к вашим любимым песням.
Читать статью
У разработчиков появилась возможность создания синтезатора в навыках Алисы
У разработчиков появилась возможность создания синтезатора в навыках Алисы. Это позволит проигрывать в режиме синтезатора загруженные звуки.
Читать статью
Мониторинг — новый раздел консоли разработчика для эффективной поддержки навыков умного дома
У разработчиков появилась возможность мониторинга навыков для умного дома. В консоли разработчиков, добавлен новый раздел Мониторинг.
Читать статью
Виды кнопок в Яндекс.Алиса
Разбираем различные виды кнопок, которые доступны для разработчиков навыков для Алисы. Все виды кнопок с подробным описанием и примерами в json.
Читать статью
Комментарии
Оставить комментарий
Как со мной связаться находясь в Ростове
Я работаю по всей России, поэтому вы можете спокойно связаться со мной находясь в Ростове!
Задавайте свои вопросы в форме обратной связи, и я с радостью отвечу на все вопросы!
Телефон:
+7(909) 281 35-20Почта:
maximco36895@yandex.ruДополнительная почта:
info@maxim-m.ruЯ в социальных сетях: